Оптическая связь – истоки

DWDM (Dense Wave Division Multi­plexing) — это современная технология передачи и уплотнения в одном оптово­локне (а точнее, оптическом световоде) нескольких оптических сигналов с раз­личными длинами волн, которая приме­няется. прежде всего, на магистраль­ных линиях связи. Интересно, что ос­новные принципы ее работы были раз­работаны еще 60 лет назад, фактически до появления волоконно-оптических кабелей. А если быть точнее, то по воз­расту оптические технологии мало чем уступают телефону, поскольку первая попытка передавать телефонный разго­вор с помощью света была реализована Александром Беллом еще в 1880 г.

Бла­годаря гибко закрепленному зеркалу его фотофон преобразовывал звуко­вую волну в модулированный солнечный луч, который передавался получа­телю непосредственно по открытому пространству. Разумеется, действие фотофона было подвержено помехам, а поэтому он обладал небольшой даль­ностью — в пределах прямой видимос­ти. Однако провес!и свет по защищен­ному от внешних световых помех кана­лу, созданному с помощью оптоволок­на, удалось весьма нескоро.

Собственно, оптоволокно — это по­мещенная в защитную оболочку тонкая и весьма гибкая стеклянная нить, которая проводит С8ет за счет явления полного внутреннего отражения. То есть идущий вдоль волокна световой луч при подходе к границе раздела «стекло—воздух» не может выйти наружу, отражаясь образно в оптоволокно. Еще в начале XX века были совершены попытки использовать этот эффект на благо связи, но на прак­тике стекло оказалось не таким уж и про­зрачным материалом. Даже в самых чистых стеклах, которые изготавлива­лись в первой половине XX века, коэф­фициент затухания составлял порядка 1000 дБ/км (т.е. буквально каких-то 10 м — и все). Зато в медицине (напри­мер, при гастроскопии) и этого было достаточно, что позволило как-то ис­пользовать оптоволокно, но для какой- либо пригодности с точки зрения теле­коммуникаций его коэффициент затуха­ния нужно было уменьшить хотя бы на два порядка. И это надолго стало свое­образным технологическим тупиком. Поэтому следует понимать, что матери­ал современного оптического волново­да это уникальная разработка.

Тема проводника оптических колеба­ний с новой силой «вспыхнула» лишь в 60-х годах прошлого века с появлением лазеров и активной борьбой с примесями в оптоволокне, что позволило до­биться серьезных успехов в борьбе с за­туханием. Вначале «традиционные» тех­нологии телекоммуникаций позволяли по одному оптическому волокну пере­дать только один сигнал, но прошло поч­ти 20 лет, прежде чем были созданы первые компоненты более эффектив­ных систем передачи информации, ко­торые передавали сразу несколько сиг­налов с разной длиной волны. Перво­начально они создавались для лабора­торных исследований, и лишь в 1980 г. технология спектрально! о уплотнения WDM (Wavelength Division Multiplexing) была предложена к услугам связистов. А еще через пять лет в исследователь­ском центре компании AT&T Bell Lab’s была реализована «более плотная» тех­нология DWDM, когда удалось в одном оптическом волокне создать 10 каналов по 2 Гбит/с. В этот момент магистраль­ные линии связи на базе медных про­водников стали неактуальными для дальнейшею развития отрасли связи, оставив себе нишу сетей доступа, при­ходящих непосредственно к абоненту.

При использовании в сети доступа как у оптоволокна, так и у меди сущест­вуют свои достоинства и недостатки. Оптоволокно обеспечивает высокую пропускную способность, прекрасную гибкость и масштабируемость на обо­зримое будущее. Однако оптоволокно требует значительных финансовых вложений и немалого времени на разверты­вание — как и 100 лет назад в случае с телефонными линиями вся инфраструк­тура должна быть развернута практичес­ки «с нуля». К тому же такие технологи­чески несложные в «медной среде» опе­рации, как сращивание кабелей (что когда-то делал монтер, вооруженный пассатижами), в случае с оптоволокном потребовали серьезного повышения квалификации персонала и технологи­ческой оснастки, поскольку после всех манипуляций световод не должен ухуд­шить своих свойств. В течение довольно длительного времени создание оптово­локонных линий было относительно до­рогим мероприятием, но неимоверно возрастающие в конце XX века объемы производства приводят к его значитель­ному удешевлению. В результате сегод­ня оптоволокно может быть использова­но там. где ранее его присутствие было принципиально экономически нецеле­сообразным, а также в тех областях человеческой деятельности, где никто раньше о возможностях оптоволоконных технологий даже не задумывался. Кста­ти, Нобелевская премия по физике за 2009 г. была присуждена китайцу Чарль­зу Как и американцам Уилларду Бойлу и Джорджу Смиту за исследования в обла­сти информационных технологий. В 60-е годы XX века именно Как стоял у истоков оптоволоконной технологии передачи данных.

Помимо телекоммуникаций, оптово­локно может быть использовано для освещения помещений (как естествен­ным светом, так и передавая световой поток из специально оборудованных комнат), может заменить всю медную проводку в автомобилях, стать частью модных или функциональных тканей с высокой степенью отражения (модель­еры уже работают), превратиться в надежный инструмент лазерной сварки в промышленности, помочь ученым и врачам. Но обо всем вкратце и по порядку. Источник http://radio-technica.ru/novosti/optich … stoki.html